Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова @Marinaslovo
Советская певица Лайма Вайкуле предъявила публике дядюшку-эсэсовца. Она давала очередное интервью, в котором осуждала жителей Латвии, желающих 9 мая прийти к памятнику советским воинам и преклонить там головы. «Так пойди на кладбище к своему отцу, в той стране, где он живёт, — возмущалась она, — и преклони голову. Это же просто памятник».
С присущим ей красноречивым косноязычием она хотела сказать, что памятники и монументы советским воинам не нужны, а тем, кто хочет чтить своих родственников, павших в борьбе с фашистской Германией, лучше прийти на кладбище и там склонить голову у могилы деда или отца.
Видимо, Вайкуле мало читала о Великой Отечественной и вообще читала мало. И мало бывала на рубежах сражений той войны. Иначе бы знала, что многие солдаты просто не вернулись домой и монументом для них стал лес, выросший на месте их гибели, стала трава, стали берега форсированных рек. Многие дети той войны не дождались своих отцов, но могут преклонить головы у памятников и монументов. Они могут преклонить свои головы у братской могилы, и неважно, истлели ли именно в ней кости родного отца или деда. Важно, что все советские солдаты, лежащие в разных могилах, — братья, сроднённые борьбой против одного зла и Победой над ним.
Дальше Вайкуле вещает о том, что у памятника в Риге всё равно собирались одни алкоголики, и приплетает сюда же выходы нескольких сотен эсэсовцев к памятнику Свободы в Риге. «Это люди, которые были по другую сторону, вот и всё», — говорит об эсэсовцах она. И вот тут-то как чёрт из табакерки выпрыгивает её дядюшка-эсэсовец. Вайкуле рассказывает, что отец её воевал против фашистов, а брат матери — за. «Такое было время. Надо это понимать. Надо это уважать».
Да, такое было время, и кто-то просто становился полицаем, просто шёл работать в концлагерь, просто запирал за людьми не той национальности дверь в газовые камеры, водил маленьких детей на опыты, соглашался пытать и расстреливать пленных. Кто-то просто присоединялся к СС, просто жёг деревни, просто выбивал ящики из-под ног вешаемых. Такое было время, когда одни уходили в партизаны, а другие поддавались малодушию, соглашались служить злу из страха за свою жизнь и становились предателями. В принципе, между тем временем и этим есть немало общего, и сама Лайма Вайкуле тому живой пример.
Дальше она говорит, что вся Украина в 1941-м страдала, и Белоруссия страдала, и весь Советский Союз страдал, но День Победы присвоила себе только Россия и только у неё — танки по Красной площади на День Победы. Тут уже окончательно теряешься в хаосе её мыслей, и хочется остановить певицу и ласково так спросить: «Ну так, может, потому они и страдали — вся Украина, вся Белоруссия и весь Советский Союз, — что такие, как ваш дядюшка, творили зло?» Дать певице время обдумать нехитрую логику вопроса, а потом дать совет, как вернуть себе День Победы.
Во-первых, гордиться отцом и каяться за дядюшку. Во-вторых, видеть в памятниках и монументах советскому воину подвиг своего отца. И тогда День Победы будет принадлежать и тебе, ведь советский солдат, спящий в братской могиле, — это русский, украинец, белорус, грузин, армянин, литовец, латыш и так далее, и так далее. Вопрос ведь не в национальности, а в том, по какую сторону ты от зла.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.